четверг, 26 мая 2011 г.

СССР и Белоруссия.


Сандра Новикова


Ну, что же, попробуем написать, по заказу трудящихся, о Белоруссии и Батьке, а то тут у Батьки дефолт, а мне пишут: «…давайте чего-нибудь злободневного, про Батьку например...» Но  сразу таки говорить за Батьку у нас получится – сначала мы должны сделать очень большое лирическое отступление, и  поразмыслить над вопросом,  какой была экономика СССР, эффективной или нет? Камрад Вил,  заказавший мне статью про Белоруссию, считает, что неэффективной. Вот отдельные выдержки из его комментариев:  «Гигантский энергозатратный цех, куча народу, профсоюзы, детские сады и прочее... Торгуют корпорации, а где производят, производят, где дешевле. Всё стоит своих денег… Проблема ещё в том, что СССР мало того, что был слабой экономикой, лишённой конкуренции, он был отягощён военным паритетом и обязательствами перед кучей стран-союзников в построении "социализма", от Кубы до Вьетнама… …жизнь всё показала....СССР в руинах и это медицинский факт…» - http://sandra-nova.livejournal.com/255625.html?thread=5654153#t5654153
Экономика  - не моя тема, поэтому, обсуждая эффективность экономики СССР, я буду опираться  главным образом на работы С. Кара-Мурзы и на здравый смысл.
По-моему  глубокому убеждению,  экономика в СССР была как раз очень эффективной стратегически: мы, невзирая на  очень сложные климатические и политические условия (только в двадцатом веке мы  пережили три  революции и три войны, да при этом еще и столь нелюбимым Вилом братушкам помогали),  имели в СССР  вторую в мире экономику,  по так называемому индексу человеческого развития занимали где-то 10-15 место в мире, то есть находились на уровне восточноевропейских стран;   предоставляли народу социальные гарантии,  производили прекрасное оружие, первыми вышил в космос и т.д. При этом  наши  промышленные товары  производились  не для потребления, а для жизни, и были очень надежными ( я говорила, что  нашему дачному холодильнику уже лет сорок,  и он до сих пор  прекрасно морозит), наши молочные продукты  делались из молока коровьего, а не кокосового или соевого, как сейчас;   наша колбаса производилась из мяса и сала, а не из крахмала и  той же сои, и т.д.
Социальные гарантии, неэффективные заводы и помощь «союзникам, которыми Вил нам глаза  колет, тоже были в стратегическом плане выгодны: выгоднее построить детские сады, дома пионеров и  клубы с разными кружками, и заниматься воспитанием детей, чем потом бороться с  детской преступностью, беспризорностью, наркоманией, пьянством;  лучше построить  где-то глубоко в Средней Азии завод, и дать людям  возможность работать,  производить товары хоть и не столь навороченные, как в Японии,  но надежные, чем потом гоняться по пустыням и горам за контрабандистами, наркоторговцами  и басмачами; лучше  малость подкормить союзников, чем потом чесать репу  при виде   американских ракет под Варшавой.
Итак, наша социалистическая по природе, отчасти замкнутая  экономика была, повторяю,   стратегически очень даже эффективной. Но в капиталистическом окружении она  тогда, в конце 80-х, потерпела тактическое поражение. Почему?   Ответ на это вопрос уже был дан: производят там, где выгодно. Где выгоднее  производить, где дешевле рабсила? Естественно, там, где эта рабсила может жить в хижине из пальмовых листьев, ходить в набедренной повязке  и работать под открытым небом, а не там, где рабсилу надо  обеспечить надежным  домом,    отоплением и зимней одеждой. Да, кстати об отоплении.  При СССР энергоресурсы для народа были дешевы, ибо государство Севера понимало ВЫСШУЮ ПРАВДУ:   в холод НИКОГО оставлять без тепла нельзя. Сейчас же эффективные менеджеры нам втирают что-то  там об экономических обоснованных ценах. И, кстати, о сельском хозяйстве. Где оно выгоднее: там, где скот круглый год в прериях пасется, или там, где он полгода в стойле вынужден стоять?
Кроме объективных причин нашего поражения были еще и субъективные  причины:  КТО-ТО создавал искусственно разного рода дефициты,  КТО-ТО  развращал народ, соблазнял его красивыми упаковками, и – самое главное! – воздействовал на элиту,  и в итоге мы таки продали нашу державу за фантики, жвачки и джинсы.
 Но теперь, наевшись капитализма досыта, и поняв, что к чему, мы должны прямо сказать: для нас, северян, капитализм смерти подобен. Или  мы   отстроим  у себя самодостаточную экономику социалистического типа, либо    нас окончательно превратят в сырьевой придаток, расчленят и сожрут. Точка.
А теперь взглянем на Белоруссию. Там мы видим примерно ту же ситуацию, что и в СССР. Эффективна ли    белорусская экономика? В стратегическом плане  - вполне. Но  в условиях капиталистического окружения она проигрывает тактически, и не Батька в этом повинен.
Поясним это на конкретном  примере. Допустим,  в  Белоруссии,  сумевшей  сберечь  все лучшее из советского наследия,   бензин  недорог,  продукты и постельное белье тоже недороги и качественны. Что мы в таких условиях получим? Да то, что те же пшеки, захватив канистры, баулы и корзины, ринутся из своего капиталистического рая в  Белоруссию  - за бензином, простынями и колбасой. Ну, допустим, пшеков мы не пустим (ох, ты, каламбурчик получился!), а что с  братьями- россиянами делать – вон прочла вчера, что из Брянска в Белоруссию колбасные  электрички ездят! Тоже не пущать?  Так это плохо  для торговли! Пущать? Так они все раскупят, и мы снова получим или дефицит, или повышение цен.
Так что в Белоруссии  сейчас  ситуация непростая, и нам снова надо пройти  по лезвию бритвы между двух огней по тонкому льду – надо и сябрам помочь (что там с кредитом?), и и аккуратненько подтолкнуть их в сторону рублевой зоны и единого государства, и сохранить, сберечь все лучшее из  белорусских наработок. Ибо, повторяю, капитализм для Севера – смерть.

Комментариев нет: